Cтатьи

Новые стилевые и образно-пластические концепции в современной мемориальной пластике. ч1 (начало)

Наблюдая и анализируя развитие жанра отечественной монументальной пластики, можно прийти к выводу, что к началу 1990-х  тематические ресурсы оказались полностью исчерпаны и далее начала действовать эстетическая инерция. Сегодня мемориальный жанр обнаруживает, говоря условно, некую стилистическую «всеядность», терпимость к самым разным, иногда диаметрально противоположным художественным исканиям. Высокий профессионализм опытных авторов существует рядом с бесхитростной простотой приемов. Непреложность законов академической школы соседствует с рискованными и не всегда оправданными экспериментами на грани кича. Суммировать всю эту полифоничность далеко не просто: лежащие на поверхности различия, на первый взгляд, сильнее и очевиднее тех единых внутренних процессов, которые всегда сопровождали поступательный ход развития мемориального искусства. Постараемся все-таки отойти от вполне естественного заманчивого желания сопоставить экстремальные полюса поисков и попытаемся отыскать прежде всего объединяющие черты.

Многие произведения не имеют строгой пространственной границы между памятниками-надгробиями и просто памятниками в Петербурге, не говоря уже о проникновении надгробной скульптуры в современную городскую среду.   Внедрение кладбищенского стиля отмечено и в отношении мемориальных досок. Зам. директора музея городской скульптуры Н. Н. Ефремова отметила: «Можно наблюдать распространение приемов, свойственных кладбищенскому стилю. Иногда я узнаю руку мастерской, которая рубит современные надгробия. Этот стиль и почерк превращает город в некрополь. Этого допустить нельзя. В мемориальных досках всегда звучала тема прославления. А теперь слова «здесь жил» на кирпичном фасаде, напоминающем стену колумбария, рождают совсем другие ассоциации»[i].

 

читать далее



[i] Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 21 янв.

вернуться к статьям