Cтатьи

НАДГРОБИЯ И ПАМЯТНИКИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА ч2

Поиски в мемориальном жанре художественного надгробия второй половины XX века по-прежнему опирались на фундамент, зало­женный в первую очередь скульпторами русского классицизма: М. И. Козловским, В. И. Демутом-Малиновским, И. П. Мартосом, Ф. Г. Гордеевым и другими.          

К началу 70-х искусство мемории было уже довольно многообразно. По сво­им идейным тенденциям это искусст­во все более последовательно ориентировалось на земные, человеческие морально-этические ценности, как и прежде избегая проникновения религиозных звучаний.

По количеству памятников, созданных в 70-80 годы, не может сравниться никакой другой период нашей истории. Художественные результаты этого гигантского подъема монументального искусства еще не до конца исследованы. Расширение типологического диапазона, образно-пластические и композиционные новшества – все это свидетельства того, что в рассматриваемый период произошли  существенные изменения не только в области мемориальной пластики, но в монументальной скульптуре в целом.

Несмотря на существенное расширение типологической базы мемориального искусства в 70-80 годы портрет по-прежнему остается одним из самых распространенных его символов, знаков. Художники подчинялись формированию светского личностного начала в портретном надгробии, опираясь на классицистические традиции,  где индивидуализация носила реалистический характер. Лучшие петербургские скульпторы, стремящиеся посредством пластики передать чувства человека, совершили принципиально новые открытия в этом жанре. Их произведения  отличаются не только большой психологической содержательностью, но и разнообразной индивидуальной трактовкой пластики. Специфика портрета-надгробия вряд ли в те годы осознанно разрабатывалась. При этом сам портрет успел пережить самые различные образные модификации - от натурализма до психологической глубины или классицистической идеализации парадных портретов. Определенно проявилась лишь тенденция приближения памятника к зрителю и стремление авторов обеспечить для памятника наилучшие условия восприятия, то есть облегчить процесс познания, осмысления черт личности, запечатленных в портретном произведении. Именно поэтому процесс интимизации сказался в этой категории надгробных памятников наиболее ощутимо.

читать далее

вернуться к статьям