Cтатьи

НАДГРОБИЯ И ПАМЯТНИКИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА (начало)

Развитие русского художественного надгробия неотделимо от исторического развития русской скульптуры в целом. Безусловно, искусство мемории, включающее в себя многообразие жанров, чутко реагирует как на стилистические движения в области искусства, так и на социально-психологические, экономико-социальные  процессы, которые  происходят в обществе. Мемориальная скульптура всегда развивалось в общем русле с другими видами монументального искусства и архитектуры, но при этом сохраняла ряд специфических черт. Прежде всего, это условия заказа памятника, в которых личные вкусы заказчика играют не меньшую роль, чем особенности художественного стиля эпохи и уровень мастерства исполнителя. Формы надгробий, как и обывательские вкусы, весьма консер­вативны и могут не изменяться десятилетиями. Тем более интересно проследить, каким образом эволюция художественных стилей и направлений влияет на этот вид искусства, как никакой другой, стойко придерживающийся традиционных форм, приводя в ряде случаев к разнообразным плодотворным новаторским современным решениям.

Принято считать, что с начала 60-х годов XX века начался новый этап в советском искусстве. Скульптурные произведения этого периода отличаются ростом реалистической выразительности, новым эмоциональным звучанием, стремлением уйти от ложной парадности и штампов. Появляется множество интересных художественных находок, как у молодых авторов, так и у мастеров старшего поколения.

читать далее

вернуться к статьям