Cтатьи

Скульптурный портрет (окончание)

Необходимо признать, что амплитуда композиционных решений в области портретных памятников довольно многообразна. Активно используется так называемый композиционный «прием фрагментарности»,появившийся в начале 1970-х (изображение портрета с кистью руки) и его связь с искусством кино несомненна. Он продиктован углублением внимания к изображаемому, желанием найти более индивидуальное и неординарное решение.  Раскованность композиционных построений, использование группового решения портретных  композиций, повышенный интерес к колористическим свойствам материала сближают такое видение с аналогичными явлениями в живописном портрете.

В скульптурном портрете интимнее и нагляднее, чем в других категориях  памятника, раскрывается двусторонняя связь: выбор материала определяется внутренним механизмом обобщения, материал в свою очередь не только способствует выявлению определенных духовных свойств, но в какой-то мере непосредственно влияет на интерпретацию образа. Так, например портрет выполненный в граните требует более обобщенной пластической трактовки чем работа выполненная в мраморе или бронзе.

Возникновение одних форм портретного искусства и затухание других, дифференциация его в рамках стилистических направлений, школ и отдельных мастеров – все это заставляет задуматься над тем, как глубоко скрыты порой те импульсы, которые сплетаются вокруг внутренних проблем жанра.

вернуться к статьям