Cтатьи

Скульптурный портрет.( часть 2)

Скульптурный портрет. (начало)

В наши дни, когда портрет имеет место в разных видах искусства и функции его разветвляются, гораздо труднее определить общий смысл портретного творчества. И, тем не менее, в любом его проявлении мы четко ощущаем действие  внутреннего механизма, который, будучи связан с общим для эпохи уровнем человекопонимания, всегда точно отражает восприятие и оценку личности. На развитие скульптурного портрета оказывают влияние локальные традиции, проявляющихся и в приемах портретного обобщения и в стилистике, и в типологических свойствах скульптурного портрета, а также в самой пропорции портретного видения по отношению к другим формам пластического воплощения образа или идеи.

Специфика скульптурного портрета вряд ли осознанно разрабатывалась. При этом сам портрет успел пережить самые различные образные модификации - от натурализма до психологической глубины или классицистической идеализации парадных памятников. Во второй половине XX века определенно проявилась тенденция приближения памятника к зрителю и стремление авторов обеспечить для памятника наилучшие условия восприятия, то есть облегчить процесс познания, осмысления черт личности, запечатленных в портретном произведении. В основном решались проблемы не столько большой и «внешней формы», сколько содержания и проблемы «внутренние», то есть касающиеся пластики, «символизации» портрета, разработки передачи движения, его пространственной организации. Именно поэтому процесс интимизации сказался в этой категории памятников наиболее ощутимо.

 

художественная ковка

вернуться к статьям