Новости

06.05.10 Деревянная скульптура.Скульптура из дерева. Cимпозиум в Эстонии.

Из Санкт-Петербургского Союза художников мне поступило предложение принять участие в двух международных симпозиумах по деревянной скульптуре, которые проходили в Эстонии с 30-го июля по 15 августа.


Во всем мире одновременно проводится множество подобных мероприятий. Из года в год художники путешествуют по разным странам, обмениваются впечатлениями, встречая новых или уже знакомых участников с прошлогодних симпозиумов. Чаще всего это происходит летом, когда погода располагает к работе с камнем или деревом под открытым небом и зрители могут свободно наблюдать за процессом. Уже не в новинку проведение симпозиумов в Петербурге, которые ежегодно проводятся перед Петропавловской крепостью. В работе скульпторы используют недолговечные материалы: зимой – лед, летом – песок. В каждой стране есть свой излюбленный материал для таких фестивалей. В Италии и Германии это камень, Эстонии – дерево, Канаде – лед и.т.д.

 За лето мне удалось побывать сразу на двух эстонских симпозиумах по дереву, в Ноярик и Ярвоганди. Первоначальная встреча была назначена в Таллиннском кафе «Ку-ку», где произошло знакомство с другими участниками. Потом на автобусе мы отправились в Ноярик ; там уже были подготовлены рабочие места, бревна и мотопилы. Кроме меня было еще 9 участников из Эстонии, Ирландии, Латвии и Украины.

Каждому художнику предлагается выполнить абсолютно свободную, творческую работу, скульптуру из дерева. Многие приехали, не зная до последнего момента, что они будут делать и только после длительного созерцания лежащего бревна приходили к какому-то решению. Допустимо включение других материалов, например камня, стекла, железа, применение специальной подсветки, то есть полная свобода действия. Каждый принимает во внимание недельный срок, за который должна быть выполнена работа и возможности материала. Кроме исполнителей - художников участие в работе принимали специальные рабочие, которые помогали делать черновую работу, убирали места, и следили за состоянием моторных пил. Помощь и внимание организующей стороны мы ощущали постоянно. К освещению текущих событий с симпозиумов привлекались телевидение и пресса.

От реалистической скульптуры в Европе, как правило, отказываются, предпочитая ей скорее какое-то современное концептуальное решение. Понятие «симпозиумная скульптура» не замыкается в чисто эстетических категориях, здесь важна теория, филосовская концепция автора, которую он рассказывает публике стоя  перед своей работой на торжественном закрытии.

Следует заметить, что искусству и сохранению культурных ценностей в провинциальных городах Эстонии уделяется большее внимание, чем у нас. Уже готовые деревянные скульптуры с симпозиумов прошлых лет украшают близлежащую местность, привлекая собой посетителей и туристов. Спектр творческих решений очень разнообразен. Некоторые фрагменты скульптур из дерева настолько красивы, что не требуют особого вмешательства со стороны художника и являются законченной скульптурой в своем первозданном виде ( Работа Яны Хуул. Эстония ). Другие работы являются функциональными сооружениями, например: стул, стол, клумба, урна или туалет с подсветкой из огромного пустого бревна. Есть работы, в которых чувствуется влияние сюрреализма, современных западных веяний ( Работы Кульдара Мора. Эстония ) и, конечно, классики. Присутствуют очень интересные художественно-пространственные дизайнерские решения, которые и скульптурой назвать трудно ( «Ярвогандиметр»  Томас Мит. Эстония. ). Скульптура на заказ не позволяет этого.

Очень любопытны тенденции эволюции форм «симпозиумной скульптуры» у художников различных поколений и школ начиная с 90-х, когда появились первые симпозиумы и заканчивая сегодняшним днем. Поиски нового и обмен опытом на международном уровне подчас захватывают тех, кто еще совсем недавно имел ограниченные представления о возможностях скульптуры и ее общественной роли.  Каждый художник, создавая свое решение, исходит из тех традиций, которые ему близки, но при этом стремится сочетать их с новыми веяниями. 

В заключении хочется отметить высокий уровень, на котором был организован прием. На каждый вечер была продуманна культурно-развлекательная программа: экскурсия по близлежащим городам, стрельба из спортивного лука, поездка к самой высокой точке  Эстонии, к самому глубокому озеру, самому большому дубу  и.т.д. Так же в Ноярик есть старая традиция каждый год проводить соревнование по метанию метлы (рекорд 33 метра), где я был счастлив занять третье место среди мужчин. Домой я привез три диплома, сувениры, обилие фото и видеоматериала, которые будут помогать мне в дальнейшей работе. 

Скульптурный симпозиум является хорошей возможностью обратить внимание на небольшой провинциальный город, украсить его улицы и скверы скульптурами, не требуя при этом больших финансовых затрат и вложений.  Подобные мероприятия способствуют устранению рутинной  обыденности, стандартизации творческих идей, ремесленного подхода к искусству и приобщают созерцающих жителей к художественной культуре.

Горка (совместно с А. и Н. Белевыми, И. Багаевым). 700×500×1000. Дерево. Ошивенск. Архангельск. обл.

вернуться к списку новостей